105-летний юбилей военных судов России: история их образования и современность

8 декабря 1918 года приступил к работе и провёл первое распорядительное заседание Военно-Революционный трибунал Республики, образованный приказом Революционного Военного Совета (РВС Республики) от 14 октября 1918 года № 94.

Эта дата вошла в историю как день начала деятельности военных судов Советского периода отечественной истории.

На самом деле история военных судов значительно продолжительнее и богаче. Началась она еще в допетровские времена. Тогда не было военно-уголовного законодательства и судопроизводства, подсудность ратных людей в мирное и военное время была разной. В мирное время они несли ответственность перед отдельными приказами - гражданскими органами, ведающими отдельными отраслями управления (в 1802 году вместо приказов были созданы первые 8 министерств). В военное время ратные люди были подсудны Воеводскому суду и назначаемым им суду полковых судей или сотенных голов.


После создания Петром I регулярной армии требовалось любыми мерами поддерживать в ней дисциплину и порядок, Пётр I, организуя государственный аппарат, наряду с общими судами, создал в 1702 году военные суды. Наиболее полно их организацию и деятельность регламентировал Воинский устав 1716 года, в котором была специальная глава «О суде и судиях». Низшей инстанцией военного суда был полковой суд. Ему были подсудны обер-офицеры и нижние чины за все преступления, кроме тех, которые подлежали суду вышестоящего суда - генерального.

Генеральный суд был апелляционной инстанцией для полковых судов. Он же был и первой инстанцией по наиболее важным делам. Генеральному суду были подсудны все государственные преступления, в том числе и против государя, преступления высших воинских чинов и преступления против этих чинов. Кроме генерального и полкового суда, существовал еще скорорешительный суд как прообраз военно-полевых судов. Отличался он быстротой процесса, учреждался в военное время, в походе. Этот суд на месте преступления выносил приговор о смертной казни и тут же приводил его в исполнение. Все эти суды не были постоянными, создавались они по мере надобности командованием. Им же назначались и судьи. Такое положение действовало до судебной реформы XIX века.

 

В 1867 году был принят Военно-судебный устав, в соответствии с которым стала создаваться новая военно-судебная система. В нее входили полковые суды, военно-окружные суды и Главный военный суд с двумя отделениями - в Сибири и на Кавказе.
Устав определил, что судебная власть в военном ведомстве принадлежит указанным судам, которые должны были действовать как установления коллегиальные. Полковые и военно-окружные суды являлись судами первой инстанции и рассматривали дела по существу. Главный военный суд был судом второй инстанции, решал дела по кассационным жалобам и протестам прокуроров. Он так же должен был наблюдать «за охранением точной силы закона и за единообразным его исполнением военными судами». Суды полковых судов назначались командиром полка из числа 
офицеров (председатель - на 1 год, члены судов - на 6 месяцев).

Военно-окружные суды состояли из постоянных и временных членов. Судьи военно-окружных судов и Главного военного суда должны были быть офицерами и иметь юридическое образование. Подбирались они военным министром и назначались приказом царя.

Данная система военных судов просуществовала до 1917 года. После октября 1917 года в России были упразднены все ранее действовавшие судебные установления, в том числе и военные суды.

В соответствии с Декретом о суде № 1, принятым Советским правительством в ноябре 1917 года, в стране началось создание новых народных судов, которые должны были избираться населением. На эти суды возлагалось и рассмотрение дел о преступлениях, совершаемых военнослужащими. Однако вскоре выяснилось, что общегражданские суды не могли обеспечить быстрого и оперативного разрешения возникавших в армии дел, особенно в период боевых действий войск.

Необходимо было создать суды, которые должны быть организационно связаны с армейскими формированиями. По инициативе командования в армии стали создаваться специальные военно-судебные органы - революционные военные трибуналы (РВТ), которые к концу 1918 года существовали уже на всех фронтах.


Данишевский К.Х. – Председатель

Военно-Революционного

Трибунала при РВС Республики.

 

Задачами РВТ, созданного при РВС Республики, кроме чисто судебной деятельности по рассмотрению дел об особо тяжких преступлениях, совершенных высшими должностными лицами Красной Армии, являлись:

- организация РВТ;

- определение направления их деятельности;

- выработка начал военно-революционного судопроизводства;

- установление карательной политики в соответствии с условиями боевой жизни;

- разработка единообразных норм делопроизводства и отчетности.

Уже в декабре 1918 года РВТ Республики разработана единую Инструкцию РВТ фронтов и армий, которая была введена в действие 8 января 1919 года. Она состояла из 6 глав и включала следующие основные положения: устройство и состав военных трибуналов, подсудность, судопроизводство, о наказании, об отмене приговоров и об отчетности.

Данная Инструкция действовала до принятия заменившего её первого «Положения о революционных военных трибуналах», принятого РВС Республики 4 февраля 1919 года и введенного его приказом № 277 от 13 февраля 1919 года.

В соответствии с Инструкцией и Положением, система РВТ состояла из РВТ Республики, РВТ фронтов, армий и отделов армий при дивизиях и отдельных бригадах. Устанавливалось, что РВТ являются органами соответствующих революционных военных советов, председатели и члены РВТ назначаются ими и политически им были подотчетны.

РВТ рассматривали дела обо всех контрреволюционных, должностных и воинских преступлениях. Дела между различными РВТ распределялись в зависимости от должностного положения обвиняемого.

Каждый вышестоящий РВТ мог принять к своему производству любое дело, подсудное нижестоящему трибуналу.

Предварительное следствие по делам, подсудным РВТ, производили состоящие при них следователи ил должностные лица других следственных учреждений.

Порядок расследования дел следователями при РВТ определялся Инструкцией военным следователям, принятой РВТ Республики 1 февраля 1919 года.

При вынесении приговоров, согласно ст. 2 Положения, РВТ руководствовались «интересами социалистической республики, обороны её от врагов социалистической революции и интересами классовой борьбы за торжество пролетариата, как это подсказывается ему революционным коммунистическим правосознанием и революционной совестью».

Приговоры трибуналов не подлежали обжалованию и приводились в исполнение в течение 24 часов. Право приостановления приговоров принадлежало только соответствующим реввоенсоветам или вышестоящему РВТ.

Как Инструкция, так и Положение от 4 февраля 1919 года не регламентировали строго и детально процедуру судебного разбирательства.

Статья 6 Положения устанавливала следующее правило: По окончании следствия весь следственный материал передаётся председателю трибунала, который, по ознакомлении с делом (лично или через одного из членов трибунала), назначает дело к слушанию, при чем докладчиком по делу в трибунале является либо председатель, либо тот член трибунала, которому председателем было поручено ознакомление с делом». Решения и приговоры трибуналов выносились именем Российской Социалистической Федеративной Республики.

Вот то немногое, что говорилось в Положении собственно о порядке рассмотрения дел в РВТ.

Однако, как свидетельствовала судебная практика, дела рассматривались с вызовом в судебное заседание обвиняемого и свидетелей, в присутствии личного состава с участием обвинения и защиты.

Положительное значение Положения от 4 февраля 1919 года заключалось в том, что оно ликвидировало разнообразие форм и наименований стихийно возникающих до этого военно-судебных органов, определило их систему, подсудность дел и высший судебный орган – РВТ Республики, который и должен был определять дальнейшее направление судебной деятельности военных трибуналов страны.

В 30-е годы XX столетия жизнь страны был период массовых репрессий. Главная роль в их реализации принадлежала внесудебным органам (особым совещаниям, «двойкам», «тройкам»). Военные трибуналы так же принимали в этом участие.
Особый период в деятельности военных трибуналов связан с периодом Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.). В военное время к их подсудности был отнесен большой круг деяний и лиц, их совершивших.

После войны работа военных трибуналов была перестроена применительно к условиям мирного времени. Они стали осуществлять правосудие лишь в отношении военнослужащих, совершивших преступление. Судебную деятельность военные трибуналы всегда осуществляли на основе единых и общих для всех судов принципов. При отправлении правосудия руководствовались общими уголовными и уголовно-процессуальными нормами.

Существенный поворот в судьбе судов, именовавшихся военными трибуналами, произошел в 1992 году. Президиум Верховного Совета РФ своим Постановлением «О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР» от 28 декабря 1991 года включил Военную коллегию, бывшую до этого частью Верховного Суда СССР, в состав Верховного Суда РФ, а вместе с этим соответственно перепод­чинил все военные трибуналы, расположенные на территории Российской Федерации и в группах войск.

21 апреля 1992 года в связи с очередным изменением и дополнением Конституции РСФСР решено военные трибуналы именовать впредь военными судами.

В том же году произведена корректировка основной задачи военных судов. В части 2 статьи  19 Закона РФ «Об обороне» от 24 сентября 1992 года (в настоящее время этот Закон издан в новой редакции) устанавливалось: «Правовую защиту военнослужащих, рассмотрение гражданских и уголовных дел в Вооруженных Силах Российской Федерации осуществляют суды». Это была существенная переориентация деятельности военных судов. Она означала отказ от установки на то, что военные суды — это, прежде всего органы, призванные осуществлять борьбу с преступлениями. На передний план выдвинута более широкая задача — правовая защита военнослужащих.

Начался новый, современный этап в развитии системы военных судов, который привел к их коренному преобразованию с сохранением исторических традиций.

Одними из первых шагов на этом пути стало появление, при участии Военной коллегии, Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной защите прав военнослужащих от неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц» от 18 ноября 1992 года № 14 и нормы Закона РФ от 27 апреля 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», предоставляющей военнослужащим право обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие их права и свободы.

С 1993 года военные суды стали рассматривать в порядке гражданского судопроизводства такие жалобы военнослужащих. Их количество из года в год возрастало в геометрической прогрессии. Так, в 1993 году военными судами рассмотрено всего лишь 3000 гражданских дел, в 1994 году их стало уже 13500, а в 2005 году – более 90 тысяч, связанных в основном с выплатой командировочных в иностранной валюте миротворцам в зонах вооруженных конфликтов, боевых за участие в контртеррористической операции в Чечне, денежной компенсации за вещевое имущество и многие другие.

23 октября 1996 года принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации». В соответствии с его положениями в России формируется единая судебная система, в которую входят и военные суды.

Значительной вехой в истории российских судов стало принятие 23 июня 1999 года Федерального конституционного закона «О во­енных судах Российской Федерации».

Закон закрепил, что военные суды входят в единую судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть и правосудие в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Система военных судов строится по территориальному принципу на условиях, обеспечивающих доступ военнослужащих и других граждан к правосудию, и состоит из гарнизонных (суды первой инстанции) и окружных (флотских) военных судов (суды кассационной и надзорной инстанций). Военная коллегия действует в составе Верховного Суда РФ и является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам.

Впервые в истории нашего государства Федеральным конституционным законом военно-судебные органы полностью выведены из-под влияния органов исполнительной власти. Штаты военных судов и Военной коллегии переданы из военного ведомства в судебные органы, а все военнослужащие, включая судей, на период нахождения в соответствующих должностях прикомандировываются к судам.

Все вопросы финансирования и материально-технического обеспечения военных судов и Военной коллегии, были переданы из Министерства обороны в Верховный Суд РФ и Судебный департамент при Верховном Суде РФ.

Принципиально изменились стоящие перед военными судами задачи. В соответствии со ст. 4 этого закона основными задачами военных судов являются обеспечение и защита прав и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений, местного самоуправления, Российской Федерации и ее субъектов, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

С учетом решаемых военными судами прежних и новых социально-значимых задач, четко определена и подсудность им дел.

Непосредственно правила о подсудности дел военным судам конкретизированы в ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», действующих новых УПК РФ и ГПК РФ.

Военные суды рассматривают не только уголовные дела (как это было предусмотрено ранее действовавшим Положением о военных трибуналах), но и определенные категории гражданских и административных дел.

В качестве основного критерия для определения подсудности дел военным судам Закон предусматривает субъективный признак: по уголовным (административным) делам – наличие статуса военнослужащего у лица, совершившего преступление (либо административное правонарушение), а по гражданским делам – это правовое положение сторон процесса (а именно: военнослужащий и орган военного управление, воинское должностное лицо).

Закон от 27 апреля 1993 года создал единый механизм судебной защиты граждан РФ. Для военнослужащих этот механизм имеет особенности: военнослужащие могут обжаловать ущемляющие их права действия (бездействие) и решения органов военного управления и воинских должностных лиц в военный суд (ст. 4 Закона). Жалобы на действия других органов (не военных) военнослужащие вправе обжаловать в общие суды.

Военнослужащие активно используют предоставленное им названным законом право. В результате рассмотрения дел, судами ежегодно удовлетворяется не менее 80 %  жалоб военнослужащих, что свидетельствует о большом количестве нарушений прав военнослужащих, которые были восстановлены на основании решений военных судов, а также об эффективности этого способа защиты прав и интересов личности.

Военными судами рассматривались также материалы, связанные с ограничениями конституционных прав и свобод военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.

Таким образом, военные суды обрели совершенно новую функцию – стали фактически органами осуществления судебного контроля за органами военного управления и командования, гарантом обеспечения законных прав и интересов военнослужащих. Благодаря этой новой функции, судебная власть, осуществляемая военными судами, стала обретать должную силу и авторитет.

В 2002 году был учрежден геральдический знак-эмблема военно-судебной системы и знак различия по принадлежности военнослужащих к военно-судебной системе.

Герб военных судов России

 

Флаг военных судов России

Оставьте комментарий