История Всероссийского съезда судей (I-V)
Согласно ст. 6 Федерального закона от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» Всероссийский съезд судей является высшим органом судейского сообщества. Съезд правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий, а также правомочен утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества. Решения съезда принимаются простым большинством голосов, если съездом не устанавливается иной порядок принятия решений.
Съезд обладает высшей легитимностью среди всех органов судейского сообщества. Позиция, которая вырабатывается на нем, определяет формат работы судов на последующие четыре года. Поэтому при формировании повестки дня съезда важна правильная расстановка акцентов. Ведь среди множества задач нелегко выделить то наиболее значимое, что должно быть включено в повестку съезда.
По истории съездов судей можно судить о ходе судебной реформы в России на протяжении уже более 30 лет.
Уже состоялось девять Всероссийских съездов судей, которые объединяет стремление к разрешению главных задач: судебная реформа, становление независимого суда, установление самостоятельной, действенной и авторитетной судебной власти в России.
Первый съезд судей состоялся по инициативе председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедева и министра юстиции Н.В. Федорова 17-18 октября 1991 года, с повесткой дня:
- Концепция и основные правовые акты судебной реформы;
- О правовой и социальной защищенности судей.
В съезде приняли участие делегаты – судьи судов общей юрисдикции от всех субъектов Российской Федерации. На Съезде было принято решение о создании представительного органа судейского сообщества – Совета судей, функционирующего в период между съездами и призванного содействовать проведению судебной реформы в России, защищать интересы судей, представлять их в других органах государственной власти.
Из выступления на I Всероссийском съезде судей Б.Н. Ельцина, Президента РСФСР:
«Без признания высшей юрисдикции суда в рамках его компетенции не сможет состояться государственность России. Без сильной и независимой судебной власти не будет действительно сильной и эффективной законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации. И поэтому мы принципиальные сторонники укрепления судов и органов юстиции на деле через их решительное и кардинальное реформирование».
Второй Всероссийский съезд судей состоялся 29-30 июня 1993 года. Совместно с судами общей юрисдикции впервые в нем приняли участие судьи арбитражных и военных судов. Это свидетельство укрепления и объединения судейского сообщества. Второй съезд отмечен и тем, что он принял концептуальные положения Кодекса чести судьи в Российской Федерации. Завершил работу Совет судей Российской Федерации, Кодекс чести был принят 21 октября 1993 года.
Также съездом было принято Положение «Об органах судейского сообщества», впервые в истории судебной системы России тайным голосованием была избрана Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации.
Третий (внеочередной) Всероссийский съезд судей состоялся 24-25 марта 1994 года в г. Москве. Он был проведен в соответствии с постановлением Совета судей Российской Федерации от 20 января 1994 года во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 1993 года № 2289, которым Совету судей рекомендовалось провести Всероссийский съезд судей для выдвижения кандидатур на вакантные должности судей Конституционного Суда Российской Федерации.
Наиболее важным постановлением третьего съезда стало принятие постановления «О концепции судебной системы Российской Федерации». В этом постановлении был изложен взгляд самих судей на будущее устройство судебной системы Российской Федерации. В частности отмечалось, что должен быть издан закон, закрепляющий единство судебной системы, несмотря на наличие трех ветвей внутри судебной системы, обеспечивающих осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, т.к. действуют они на основе единых конституционных принципов правосудия и судейского статуса.
Четвертый чрезвычайный Всероссийский съезд судей состоялся 3-5 декабря 1996 года. Основным поводом для чрезвычайного Съезда послужило отсутствие надлежащего обеспечения и финансирования судов, что могло негативно отразиться на деятельности российской судебной системы в целом.
IV Всероссийский съезд судей поддержал решение Совета судей Российской Федерации о создании Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Усилия судей, работающих на съездах, дали положительные результаты - 31 декабря 1996 года принимается Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» в концепции, которую отстаивал Совет судей и Верховный Суд Российской Федерации. В декабре 1997 года принимается Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». В январе 1999 года принимается закон «О финансировании судов Российской Федерации», расширивший полномочия Совета судей по контролю бюджетных средств.
Из приветственного послания Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина к участникам IV Всероссийского съезда судей:
«…рассматриваю Ваш съезд как одно из самых значимых событий нынешней российской общественной жизни. Очень надеюсь, что он даст сильные импульсы судебной реформе, развитию правовой культуры, привлечет внимание России к проблемам судебной власти».
Итогом данного Съезда стали постановления «О ходе судебной реформы в Российской Федерации и перспективах развития судебной системы», «О введении института мировых судей в субъектах Российской Федерации» и ряд других важнейших документов.
Пятый Всероссийский съезд судей состоялся 27-29 ноября 2000 года, в его работе принял участие Президент Российской Федерации В.В. Путин. Одним из важных вопросов в деятельности Съезда в этот период было обеспечение реализации принципов публичности и гласности правосудия, в том числе путем взаимодействия судов со средствами массовой информации. Судебная система оказалась в информационной блокаде, что лишило ее возможности публично отстаивать свои интересы. Для преодоления этой проблемы была принята Концепция информационной политики судебной системы, разработаны рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций между судебными органами и средствами массовой информации, связанных с защитой чести и достоинства судей.