Х Всероссийскому съезду судей посвящается, воспоминания Н.П. Пелевина, судьи Верховного Суда Российской Федерации в отставке, и И.Н. Бараева, председателя Вологодского областного суда в отставке
Продолжаем цикл публикаций с воспоминаниями делегатов от Вологодской области о Всероссийских съездах судей.
Опубликовано в бюллетене судейского сообщества Вологодской области «Ваша честь» № 28, 2016 год.
Текст: Николай Павлович Пелевин, судья Верховного Суда Российской Федерации в отставке
Об участии во II Всероссийском съезде судей
В июне 1993 года состоялся II Всероссийский съезд судей, в котором я принимал участие в составе делегации судей от Вологодской области.
Помимо судей судов общей юрисдикции в его работе впервые приняли участие судьи арбитражных и военных судов. Это свидетельствовало об укреплении и объединении судейского сообщества в Российской Федерации.
На съезде были приняты «Положение об органах судейского сообщества», которым регламентированы порядок образования, структура, руководящие органы Совета судей
Второй съезд отмечен и тем, что принял концептуальные положения Кодекса чести судей в Российской Федерации, а в завершении его работы Советом судей был принят Кодекс чести.
На съезде впервые судьей Г.Н. Карцевым был представлен образец судейской мантии для судей судов общей юрисдикции, которая и поныне является одним из символов судейской власти при отправлении правосудия.
Текст: Иван Николаевич Бараев, председатель Вологодского областного суда в почетной отставке
Начало больших дел
Впервые на Всероссийском съезде судей я побывал в 1996 году. В съезде участвовало более 600 делегатов, и проходил он 3 – 5 декабря в Москве в Парламентском центре.
Съезд был назван «чрезвычайным», и действительно, необходимость его проведения была вызвана серьезными проблемами в финансировании российских судов. При планировании Минфином бюджета на будущий 1997 год, стало известно, что на содержание судов общей юрисдикции предусмотрена была сумма порядка 27 % от фактической потребности. Текущий 1996 год уже показал острую нехватку финансирования и наступившие последствия, хотя ассигнования были выделены в объеме 53 % от плановых.
Обычно в связи с тем временем вспоминается нехватка канцелярских принадлежностей в судах, бумаги, конвертов. Но показательно, например, и то, что накануне съезда 2 декабря Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным был издан Указ «О некоторых мерах по стабилизации положения в судебной системе Российской Федерации», в котором в частности был и такой пункт «обеспечить до конца 1996 года погашение в полном объеме задолженности федерального бюджета по заработной плате судьям и работникам аппаратов судов», то есть люди в судах работали еще фактически и без зарплаты. Не было средств на оплату труда присяжных и народных заседателей.
В съезде принимал участие руководитель Администрации Президента Российской Федерации А.Б. Чубайс. Он огласил приветствие Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина. В своем послании к съезду Президент Российской Федерации отметил, что путь реформ, и в частности разделения властей, оказался очень трудным: «Надо признать, что за прошедшие годы мы были не всегда последовательны и настойчивы в ее достижении. Нас не могут удовлетворять результаты того, что уже сделано. Именно поэтому рассматриваю ваш съезд как одно из самых значимых событий нынешней российской общественной жизни».
Разбирая создавшееся положение, делегаты съезда отметили, что судебной власти не хватает ряда законов, которые регламентировали бы деятельность судебной системы и в дальнейшем уже позиционировали бы ее действительно как независимую государственную власть. Ведь суды общей юрисдикции, составляющие большинство судов в Российской Федерации, до сих пор не имели никакой законодательной базы. Их деятельность регламентировалась давно устаревшим и не отвечающим реалиям жизни законодательством.
Так съезд поддержал, рассматриваемый Государственной Думой Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации». Закон был призван обеспечить правовое регулирование принципиальных вопросов судоустройства, судейского статуса, создать условия полного и независимого осуществления правосудия в Российской Федерации.
Не менее остро стоял вопрос и об эффективности судебных решений, порой становящихся пустой декларацией прав граждан. Поэтому съездом предлагалось принять законы об исполнительном производстве и судебных приставах.
Также на съезде было принято решение о необходимости передачи функций административного управления обеспечением судебной деятельности из системы органов исполнительной власти (Министерства юстиции Российской Федерации и его органов) в систему органов действующих при судебной системе Российской Федерации. Таким образом, было положено создание Судебного департамента и его органов при Верховном Суде Российской Федерации.
Конечно, одним съездом всех проблем, накопившихся в судебной системе, было не решить, но были намечены правильные пути их решения. А 31 декабря 1996 года был принят № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», юбилей которого – 20-летие, мы отмечаем в нынешнем году.
На съезде был избран в Совет судей Российской Федерации мой заместитель В.С. Шепель. И, конечно, благодаря тому, что он активно взялся за эту работу, мы всегда первыми были в курсе событий, происходящих в центре. Так буквально через пару недель мы узнали из официального письма Ю.И. Сидоренко, председателя Совета судей Российской Федерации, что договоренности, казалось бы, достигнутые съездом с Минфином и Минюстом о финансировании судебной системы, не будут выполнены. Бюджет судов общей юрисдикции, рассматриваемый Госдумой, составит лишь половину от необходимой суммы. Тяжелые времена продолжались. Серьезным испытанием было и то, что Вологодский почтамт, и так работавший с судами в кредит, отказывался принимать корреспонденцию, так как длительно не погашалась дебиторская задолженность. Это было серьезной угрозой остановки работы судов: как рассылать повестки, пересылать дела во вторую инстанцию? Эти вопросы мы не раз обсуждали и искали их решение в то время. А вот в Санкт-Петербурге суды даже проводили предупредительную забастовку.
На V Всероссийском съезде судей, который проходил 27 – 29 ноября 2000 года я был избран членом Совета судей Российской Федерации четвертого состава, а затем на VI съезде продолжил работу в Совете судей Российской Федерации пятого состава до своего выхода в отставку. В эти годы нам многое удалось сделать. Судебная реформа, наконец, пошла. Совет судей получил полномочия при контроле формирования и исполнения бюджета судебной системы. Заработал Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, благодаря этому стабилизировалось обеспечение судов, стало уделяться внимание ремонту зданий. В 2002 году началось строительство нового здания Вологодского областного суда.
На V съезде основной темой обсуждений было укрепление независимости и самостоятельности судов, но никак противостояние, а как равноправное взаимодействие с законодательной и исполнительной властями. Такую политику в дальнейшем проводил и Совет судей. Думаю, что в нашем регионе это взаимодействие плодотворно развивалось. В 2000 году на территории Вологодской области заработала мировая юстиция. Как председатель областного суда я вложил немало сил в это большое дело.
Одним из насущных вопросов, вставших перед судебной системой, было взаимодействие со средствами массовой информации. Отстаивая принципы публичности и гласности, с другой стороны суды не имели своей трибуны. Более того, судебная система фактически оказалась в информационной блокаде, когда в ангажированных СМИ активно процветали проплаченные публикации, подрывающие веру граждан в правосудие. В связи с этим Советом судей была разработана концепция информационной политики судебной системы. В 16 ноября 2001 года было принято Постановление Совета судей Российской Федерации, в котором предусматривалось создание собственных средств массовой информации. Так и в нашей области мы стали издавать журнал «Бюллетень судейского сообщества Вологодской области».
Стало уделяться большее внимание подготовке кадров для судебной системы. В этот период была создана Российская академия правосудия. У судей, работников аппаратов судов появилась возможность повышать квалификацию, заниматься научными исследованиями.
Продолжение следует…