«Суть работы судьи – быть честным и справедливым», интервью с председателем Вологодского гарнизонного военного суда В.В. Ладным

Текст: Ирина Витальевна Вахнева, пресс-секретарь Управления Судебного департамента в Вологодской области

Фото: из архива Вологодского гарнизонного военного суда

Виктор Витальевич Ладный уже более 30 лет осуществляет правосудие и служит военной Фемиде. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2021 года № 755 он назначен председателем Вологодского гарнизонного военного суда.

Виктор Витальевич, как складывался Ваш профессиональный путь? Как Вы стали судьей Вологодского гарнизонного военного суда?

– Если честно, то я и не думал о карьере судьи. До призыва в армию я   мечтал стать актером, занимался в ТЮЗе и даже поступал в театральное училище, где прошел 2 тура, а на 3 мне, намекнув на мою молодость, сказали, что рады будут видеть меня после армии. Однако судьба распорядилась по-своему. Армейская служба изменила мой взгляд на жизнь, и, когда командование предложило мне пойти учиться в военное училище, я  согласился. Вопрос – в какое? Вот тут мне случайно и попалась статья в газете, где рассказывалось о Военном Краснознаменном институте Министерства обороны Союза Советских Социалистических Республик, готовящего, в том числе, и военных юристов для Вооруженных Сил СССР. Знаете, юношескую романтику еще никто не отменял. Стать следователем, ловить преступников, раскрывать сложные и запутанные дела – тогда мне это казалось очень увлекательным. Все это и повлияло на мое решение. Однако в конце моего обучения в институте судьба в лице командования снова вмешалась в мои планы, и я был в числе немногих рекомендован в систему военных трибуналов.

Начал я свое служение военной Фемиде лейтенантом юстиции на должности старшего судебного секретаря – начальника канцелярии в войсковой части полевая почта в неспокойное для Советского Союза время – начало 90-х. В январе 1991 года Указом Президента Союза Советских Социалистических Республик Горбачева М.С. я был назначен на должность члена военного трибунала Вологодского гарнизона, впоследствии переименованного в Вологодский гарнизонный военный суд. С тех пор и служу своему Отечеству, осуществляя правосудие в Вооруженных Силах Российской Федерации. Хотелось бы еще отметить, что, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 27 декабря 2009 года № 9-ФКЗ «О внесении изменения в статью 32 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», присвоение воинских званий в военных судах, созданных еще Петром I и успешно просуществовавших более 300 лет, было отменено, а все судьи этих судов были либо уволены с военной службы, либо приостановили ее прохождение и в настоящее время продолжают свою судебную деятельность, не имея статуса военнослужащего.

С какими сложностями Вам пришлось столкнуться в начале судейской карьеры? Помните свое первое дело?

Сложности, они были и есть всегда, главное не сдаваться, не падать духом, искать способы их разрешения, а не причины, по которым ты не можешь что-то сделать или решить.

Когда председатель суда передал мне для рассмотрения первое в моей жизни уголовное дело, я естественно очень волновался, хотя само по себе дело было и не сложным – самовольное оставление воинской части военнослужащим, проходившим военную службу по призыву.

Причина моего волнения была даже не в том, как я рассмотрю это дело, а в том, что мне доверили решить судьбу этого человека. Вот что было сложно. Во всяком случае, для меня – морально. Даже по прошествии многих лет эта дилемма никуда не исчезла, и всегда перед судьей встает вопрос, где та грань соответствия между совершенным преступлением и наказанием за него. Но как говорил древний римский оратор Марк Туллий: «Dura lex sed lex» (Закон суров, но это Закон), т.е. Закон всегда подлежит соблюдению и неукоснительному выполнению, а наказание за его нарушение должно быть неотвратимым. При этом подход: «разберемся как следует и накажем кого попало» категорически не допустим, поскольку подрывает сами основы правосудия – веру в справедливость.

А запомнилось мне больше не мое первое дело, а дело, возбужденное в отношении офицера Российской армии, изнасиловавшего гражданку Соединенных Штатов Америки. Сейчас, по прошествии длительного времени, та эмоциональная нагрузка, которая навалилась на меня – молодого судью, в 1993 году не имевшего достаточного профессионального судейского опыта, стерлась из памяти, но, как мне кажется, рассмотрение этого дела стало одним из базисов становления меня как судьи.

Тогда за короткий промежуток времени пришлось решать огромный объем задач: от оформления визы на потерпевшую, которая пожелала участвовать в судебном заседании, до аренды помещения, в котором будет проходить судебное заседание, поскольку военный трибунал Вологодского гарнизона в то время не располагал соответствующим помещением, способным вместить в себя всех участников судебного заседания. Да и по правде сказать, как-то неловко было приглашать представителей американского посольства в полуразвалившееся, обшарпанное здание, требующее капитального ремонта. Но все вопросы были разрешены, и судебное заседание состоялось в назначенное время.

ТелеграммаДлилось оно три дня и закончилось провозглашением обвинительного приговора с назначением офицеру наказания в виде лишения свободы. В дальнейшем приговор был обжалован, как в кассационном, так и надзорном порядке, но судьи вышестоящих судов согласились с мнением суда первой инстанции и оставили приговор без изменений.

Также для меня было приятным сюрпризом благодарственное письмо от посла Соединенных Штатов Америки Томаса Р. Пикеринга, в котором было отмечено беспристрастное проведение судебного процесса, что произвело впечатление на американскую сторону. В то сложное для нашей страны время это было признанием того факта, что военно-судебная система России, несмотря ни на что, продолжала эффективно работать и защищать не только права и интересы своих граждан, но и иностранных поданных.

 

 

Какими принципами руководствуетесь в своей работе?

Принципы  работы  для всех судей едины и закреплены они в кодексах: Уголовно-процессуальном, Гражданском процессуальном и т.д., перечислять их не буду, поскольку уверен, что каждый судья знает их и руководствуется ими в своей работе.

Что же касается меня, то мой первый председатель суда, напутствуя меня на судебную работу, сказал мне: «Суди от имени народа, суди по правде, а не по себе. Ведь богочертова работа на долю выпала тебе». Мне кажется, что в этих словах заключена вся суть работы судьи – быть честным и справедливым, не взирая ни на какие обстоятельства и трудности.

В чем заключается специфика работы Вологодского гарнизонного военного суда? Какие категории дел встречаются наиболее часто?

– Говоря о специфике работы Вологодского гарнизонного военного суда необходимо в первую очередь обратиться к ст. 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», согласно которой военным судам подсудны: гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений; дела о всех преступлениях, совершенных указанными лицами; дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы; дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам; материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

На основании этого Закона и определяется специфика деятельности военных судов в Российской Федерации. В настоящее время количество рассматриваемых Вологодским гарнизонным военным судом уголовных дел значительно снизилось, что связано с проводимыми  в Вооруженных Силах России реформами, такими как сокращение численности, переход на контрактную основу и др.

Наибольший объем судебной работы Вологодского гарнизонного военного суда составляет рассмотрение гражданских и административных дел о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

При этом основная часть обращений связана с нарушением жилищных прав военнослужащих, прохождением ими военной службы, привлечением их к материальной ответственности, взысканием неосновательного обогащения и неполным обеспечением положенными видами довольствия.

Если раньше военнослужащие относились с недоверием к военно-судебным органам, считая их частью военно-административной системы Вооруженных Сил, то сейчас это недоверие преодолено, в том числе и той работой, которую выполняют судьи военных судов, а сюда входит не только рассмотрение конкретных уголовных, гражданских или административных дел, но и постоянная профилактическая работа, проводимая в воинских частях.

Военнослужащие перестали бояться обращаться в суд, оспаривая действия своего командования, и, надо сказать, что в подавляющем большинстве случаев суд удовлетворяет их требования и обязывает воинских должностных лиц, невзирая на занимаемые ими должности и их воинские звания, устранить допущенные нарушения прав военнослужащих.

Как на данный момент построена работа  Вологодского гарнизонного военного суда в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19?

     Введение в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря  1994  года  №  68-ФЗ  «О  защите  населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного  характера»  правовых  режимов,  предусматривающих  ограничения  свободного  перемещения  граждан,  их  нахождения в общественных местах, государственных и иных учреждениях, и ограничительные  меры,  введенные  в  субъектах  Российской  Федерации  в  целях  противодействия  распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), несомненно создают сложности в рассмотрении  дел  в  условиях  распространения  COVID-19, но, как я уже говорил, эти проблемы не могут служить оправданием для срыва судебных заседаний, поскольку при наличии современных технологий всегда можно найти способ, чтобы дело было рассмотрено в установленный Законом разумный срок. Так, в настоящее время получило широкое распространение проведение судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи, чем очень часто пользуются все суды, в том числе и военные.  Ну и, конечно, строгое соблюдение масочного режима. А вообще, идеально было бы, если все граждане сделали соответствующие прививки.

Виктор Витальевич, расскажите, есть у Вас в коллективе традиции, совместные мероприятия, которые его сплотили?

–   Не хочу раскрывать все секреты, поскольку для меня коллектив военного суда как семья, в которой случается всякое. Но всех нас объединяет одно – наша работа, которой отдается много времени и сил, как судьями, так и работниками аппарата суда, и именно им я хочу выразить огромную признательность за их самоотверженный труд. Ведь без их каждодневной работы не может свершиться правосудие, начиная от приема заявлений, дел, документации и заканчивая уничтожением архива. И, наверное, не открою секрета, если скажу, что в нашем коллективе, как и во всех других, любят поздравлять именинников, устраивать совместное чаепитие, провожая в отпуск кого-то из сотрудников, по-хорошему завидуя ему при этом.
 

Оставьте комментарий