Тамара Часовских: «Каждое дело – через сердце»
Тамара Николаевна родилась в 1947 году в Вологде в простой рабочей семье. Мама работала на швейной фабрике портнихой, папа – на железной дороге кондуктором. Семья жила в коммунальной квартире, занимая комнату в доме 20 по улице Клары Цеткин (теперь Благовещенская) – это тот самый Дом кружевниц, объект культурного наследия федерального значения, в котором сейчас расположен Центр ремесел. Тамара Часовских окончила Свердловский юридический институт, практику проходила в нотариальной конторе в Коноше. После смерти мужа переехала в родную Вологду.
– В 1971 году я похоронила мужа. Вот решающий момент, оставаться одной мне не хотелось. Родители требовали вернуться в Вологду. Уйти из коношской нотариальной конторы было непросто, не так, что дверь закрыла и ушла. Вызвали меня в райком партии, давай уговаривать, мне было 24 года, уже вдова. Сыну был год с небольшим. Трудно было успевать за ребенком в садик и работать.
Сразу же стала работать в отделе юстиции Вологодского Облисполкома. Туда пришел Сермягин к нашему начальнику Калинину, тот ему стал показывать здание. Они зашли в наш кабинет, вот тогда я увидела первый раз Сермягина. Потом он вызвал меня на разговор, я пришла на Батюшкова. И он предложил мне работу в областном суде. Я очень переживала, но он меня поддержал.
После этого разговора я снова пошла работать в нотариальную контору, отработала там примерно год, а после этого меня утвердили на должность члена Вологодского областного суда.
Члены облсуда В.А. Тулетин, Д.П. Лапшина, Т.Н. Часовских, Н.Н. Зуев
и З.Н.Ломова после субботника. 1978 год
Члены Вологодского областного суда. 1974 год
Я попала сразу в уголовную коллегию. Было сложно, я не могла привыкнуть. Я попросила отправить меня в гражданскую коллегию, а тогда уходила в отставку Аганесова, она сидела с Воробьевской в одном кабинете. Аганесова ушла в отставку и меня взяли в гражданскую коллегию. Но на этом дело не кончилось, вторник-четверг я рассматривала уголовные дела, среда-пятница – гражданские. Точно помню, что это было в 1982 году. Наплыв был большой, видимо дел было много, а людей не хватало. Нужно было выручать, но это продолжалось недолго. Когда я пришла работать в уголовную коллегию, там все дядьки были такие солидные, а я тридцатилетняя. Но все восприняли меня тепло, с любым вопросом можно было обратиться, к любому судье. Хорошо работалось, никто тебя никогда не обидит.
О председателях областного суда остались самые приятные воспоминания, особенно о Сермягине. Леонид Васильевич был очень мудрый, и поддерживал очень; не заносчивый человек – человечный.
Член облсуда Н. Н. Зуев и председатель обсуда
в 1975-1980 годах Л. В. Сермягин
Судебная система всегда совершенствуется, тем более была проведена судебная реформа. Относились положительно. Все идет к лучшему, все на благо народа. Работа судьи мне очень нравилась, потому что надо к каждому делу подойти вдумчиво, с учетом знаний закона, правильно этот закон применить. Работа творческая, выслушиваешь стороны, решаешь, как правильно поступить. Я ушла в отставку в 2002 году, когда мне исполнилось 55 лет, у меня был стаж 25 лет. Затем я вернулась обратно и работала, по-моему, 9 лет. Сразу после отставки очень скучала, но я благодарна судьбе, что мне довелось заниматься очень серьезной работой, в слаженном коллективе высокопрофессиональных и очень ответственных товарищей – судей Вологодского областного суда.
Текст: журналист Владимир Пешков