Куда направлять претензию о возврате некачественного товара?
Житель Краснодарского края купил в магазине дорогой сотовый телефон. Но уже через месяц его мобильник сломался. В сервисном центре нашли производственный дефект, обновили программное обеспечение, а потом вернули владельцу.
Но лучше не стало, пользоваться гаджетом было невозможно. Мужчина самостоятельно заказал экспертизу, которая подтвердила наличие производственного дефекта и указала, что ремонтировать его нецелесообразно.
После такого заключения покупатель обратился в магазин с письменной претензией о расторжении договора купли-продажи телефона, взыскании уплаченных за него денежных средств, а также расходов на оплату независимой экспертизы. Но добровольно эти требования ответчиком удовлетворены не были.
Мужчина пошел в суд, просил взыскать с ответчика стоимость телефона, расходы на оплату независимой экспертизы, неустойку, штраф, компенсацию морального вреда, а также почтовые расходы - на общую сумму почти 1,5 миллиона рублей.
Решением районного суда требования истца удовлетворены частично: с продавца взыскана стоимость товара, почтовые расходы, а сумма неустойки, штрафа и компенсации морального вреда уменьшена. В итоге вышло 300 тысяч рублей.
Но Краснодарский краевой суд отменил решение районного суда, снизив сумму до 101 тысячи рублей и указав, что покупатель не может получить неустойку и штраф, так как претензию он направил в магазин, а не на юридический адрес. В такой ситуации продавец не мог удовлетворить требования потребителя добровольно.
Кассационный суд оставил апелляционное определение без изменения.
Тогда гражданин пожаловался в Верховный Суд Российской Федерации, который с доводами своих коллег согласился.
Высшая инстанция отметила, что суд не налагает штрафные санкции, если продавец был лишен возможности удовлетворить требования покупателя добровольно ввиду ненадлежащего обращения с претензией. В данном случае ответчик ее не получил.
Здесь важен адрес, на который такую претензию направляют, - не в магазин, где купили товар, а по юридическому адресу, по которому зарегистрирована компания.
С другими выплатами Судебная коллегия согласилась: покупатель имел право вернуть деньги за товар, так как экспертиза подтвердила наличие производственного дефекта в телефоне.
https://vsrf.ru/stor_pdf.php?id=2281402
В 2022 году мировыми судьями и районными (городскими) судами Вологодской области рассмотрено 1666 гражданских дел в сфере защиты прав потребителей, в первом полугодии 2023 года – 752 дела указанной категории.